Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход                                       Пятница, 26.04.2024, 21:15 Гость  

Гость
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
Грицышена Ирина Михайловна [18]
Полякова Лидия Викторовна [3]
Порошук Ирина Владимировна [19]
Маркина Ирина Борисовна [4]
Квитко Елена Михайловна [3]
Доморонок Елена Борисовна [1]
Найчикова Ирина Яковлевна [4]
Хода Анна Анатольевна [1]
ВАЖНЫЕ САЙТЫ
</center><br><br>
<a href=
Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования

Отдел начального образования ДРИДПО

 Пролетарский отдел образования г. Донецка

 Донецкая общеобразовательная школа 126

ОЛИМПИАДЫ ДЕТЯМ
Глобус

САЙТЫ ПЕДАГОГОВ
Школьный мир. Сайт учителя начальных классов Порошук Ирины Владимировны
Главная » Файлы » ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ » Найчикова Ирина Яковлевна

Внеклассное чтение. В.А. Сухомлинский «Ленинградская Катя». Конспект урока.
04.02.2017, 11:13

17.png

Автор: Найчикова Ирина Яковлевна


Внеклассное чтение

 

Тема: В.А. Сухомлинский «Ленинградская Катя»

Задачи: совершенствовать навыки чтения, максимально привлекая учащихся к процессу чтения; развивать умение исследовать материал, анализировать, делать выводы, стимулировать развитие критического мышления, побуждать к размышлениям; воспитывать нравственные качества личности, патриотические чувства.

Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, муз. запись «Реквием» В.Моцарта, тексты, документальные фотографии о Великой Отечественной войне

Ход урока

 

I.    Актуализация опорных знаний.

1.    «Мозговая атака»

– Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

– Слышали ли вы что-либо об обороне Ленинграда?

– Как теперь называется этот город?

– На какой реке он расположен?

2.    «Прогнозирование»

– Попытайтесь определить о чём будет текст судя по данным пословицам и высказываниям:

«Свет не без добрых людей»

«Когда вместе с другими - всё не страшно, даже смерть»

«Герой - это тот, кто творит в жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть»

А.М. Горький

3.    «Предвидение» (по ключевым словам)

– Посовещайтесь в группах и составьте свой рассказ, применяя эти слова. Старайтесь сохранить порядок слов

в 1945 г. в Ленинграде;

осталась одна;

детский плач;

кусочек хлеба;

заставила жить.

 

II.    Усвоение нового материала.

 1.    Сведение о авторе, сообщение темы.

 

– Мы послушали ваши рассказы. А сейчас познакомимся с произведением великого педагога, писателя В.А. Сухомлинского «Ленинградская Катя».

– Читать будем по частям.

2.    Рассказ учителя о блокаде Ленинграда.

В конце сентября 1941 г. линия фронта проходила всего в нескольких километрах от Ленинграда. Город оказался блокированным от всей страны, взят в кольцо. Связь с ним поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Ленинградцы героически защищали свой город: строили оборони-тельные сооружения, сражались в партизанских отрядах. Фашисты штурмом не могли взять Ленинград и решили взять его измором. Вражеская авиация сбрасывала сотни бомб ежедневно. Из-за блокады прекратился подвоз топлива и продовольствия.  Рабочие получали  250 грамм хлеба, дети – по 125 грамм по карточкам. Другие продукты не выдавались. Люди голодали, умирали от голода, но боролись.

Близилась зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замёрзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод и смерть.

Но враг просчитался. Как только озеро замёрзло, через него по льду была проложена дорога, названная Дорогою жизни.

22 ноября назад стали прибывать первые грузовики с хлебом в Ленинград. 300 тыс. тонн груза было доставлено по этой дороге.

Фашисты осаждали Ленинград 2,5 года, но так и смогли сломить его защитников.

В январе 1943 года советские войска начали наступление вдоль побережья Ладожского озера. Они прорвали кольцо блокады.

 

3.    Управляемое чтение с прогнозированием.

а) чтение первой части

– почему автор знакомит нас с историческим описанием событий 1942г.?

– сколько лет было Кате?

– что произошло с её семьёй?

– прочитайте предложение, характеризующее описание её души, её чувств

– как, на ваш взгляд, будут развиваться события дальше?

б) чтение второй части

– что потрясло и ошеломило Катю?

– прочитайте, в каком состоянии была девочка?

– как вы думаете, почему Катя не оставила мальчика в его же квартире, ведь ей всего было 9 лет и чувствовала она себя очень плохо?

в) чтение третьей части:

– какие мысли были у Кати, когда она шла в город?

– для чего девочка заставила себя идти в город? Прочитайте, в каком она была состоянии?

– какими словами Катя постоянно убеждала себя?

г) чтение четвёртой части

– почему Катя не погибла?

– что значит заставить себя жить?

 

III.    «Рефлексия»

1.    «Корреспондент-респондент»

– представьте себе, что вы – корреспондент газеты – оказались в блокадном Ленинграде.

– чтобы вы спросили у Кати?

– что ей посоветовали бы?

2.    «Дискуссия». Составление Т-схемы

– кто считает, что Катя поступила правильно, ведь она жертвовала своим хлебом, она была ещё совсем маленькая.

Т–схема

Да

Нет

 

3.    Разбор документального материала о Тане Савичевой

(звучит музыка В.Моцарта «Реквием»)

– я вам хочу рассказать о такой же девочке, которая жила в блокадном Ленинграде (показ фотографии Тани Савичевой, фотографии отрывков из дневника).

– чтение учителем стихотворения Сергея Смирнова «Таня Савичева»

 

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится

очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он

каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца –

До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет

Души и сердца.

Это – всем живущим в назиданье

Чтобы каждый в суть явлений вник, –

Время

Возвышает

Образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове – емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это – боль, которая клубится.

Это – сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром, Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно

Шествует она,

Пусть живет,

не ведая старенья,

И гласит

Про наши времена!

4.    Составление «сенкана»

– что совершила Катя в своём юном возрасте?

1. Подвиг.

2. Великий, геройский, бессмертный.

3. Сохранил, поддержал, укрепил.

4. Великий подвиг сохранил жизнь.

5. Вывод: подвиг девочки вечно будет жить в наших сердцах.

5.    «Пятиминутное эссе». Работа в парах

– найдите в тексте предложение, которое является самым главным, самым волнительным, отражает суть текста;

–объясните, почему вы выбрали именно это предложение?

 

IV.    Итог

Чтение учащимся стихотворения « Пусть навек исчезнут войны».

(Учитель раздаёт кусочки чёрного хлеба)

 

Пусть навек исчезнут войны,

Чтобы дети всей Земли

Дома спать могли спокойно,

Танцевать и петь могли,

Чтобы солнце улыбалось,

В окнах светлых отражалось

И сияло над Землей

Людям всем

И нам с тобой.

 

– Мне хочется, чтобы вы сейчас попробовали этот кусочек чёрного хлеба, почув­ствовали его вкус, вспоминая о тех далеких событиях.

 

 

Категория: Найчикова Ирина Яковлевна | Добавил: Ирина | Теги: В. А. Сухомлинский, внеклассное чтение, 2 класс
Просмотров: 696 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
ВХОД НА САЙТ

ПОИСК НА САЙТЕ
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СЕГОДНЯ НАС ПОСЕТИЛИ
СТРАНЫ-ПОСЕТИТЕЛИ
Flag Counter
СТАТИСТИКА
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
ПОГОДА В ДОНЕЦКЕ
Яндекс.Погода